pro-bike
            Ссылки   Магазин   На главную

 

 

 

 

 

Амортизация
   
   

Оглавление

Пружинно-эластомерные вилки

Воздушные вилки

Масляно-воздушные вилки

Пружина: сталь vs воздух

Демпфер - масло, воздух или эластомер

Масло - открытая/закрытая масляная ванна

Настройки вилки

Хорошая амортизационная вилка

 

 


 

lr1alt="lr1"

 

 

Передняя вилка

Немного о понятиях

 

Вилки делятся на следующие типы:

- пружинные

- пружинно-эластомерные

- воздушные

- масляно-воздушные

- масляно-воздушные низкого давления

- масляно-воздушные высокого давления

- масляно-пружинные

Пружинные вилки - самый дешевый вариант. Ценовой уровень ~40€-80€. По сути дела к амортизационным они не относятся. Качество их изготовления оставляет желать много лучшего, все такие вилки от рождения люфтят и очень быстро умирают при любой эксплуатации. Пружинная вилка не способна работать сколько-нибудь значительное время в качестве амортизатора; в качестве демпфера она не работает вовсе.Применение: витрина; детям на убой.

Пружинно-эластомерные вилки - следующая ступенька в иерархии. Ценовой уровень ~70€-180€. Этот тип также не относится в полной мере к амортизационным вилкам.Конструктив: Помимо стальной пружины в них стоит длинный цилиндрический стержень из полимерного материала (эластомера), который, по задумке создателей, должен выполнять роль демпфера. Однако эту функцию он выполняет крайне плохо. Качество изготовления незначительно выше чем у пружинных вилок (исключение составляет вилка Rock Shox Judy TT ), вилки точно так же люфтят от рождения и быстро умирают при любой эксплуатации, как и пружинные.При отрицательных температурах эластомеры в этих вилках становятся твердыми и вилки совсем перестают работать. Существуют т.н. "зимние" эластомеры, однако русская зима замораживает и их.Применение: попробовать нужна ли вам вообще амортизационная вилка, витрина, поездки в магазин/на дачу, дитям на убой. (исключение - Rock Shox Judy TT , живет существенно дольше своих собратьев, и работает почти как дешевая масляная вилка)

Воздушные вилки - необычное явление. Ценовой уровень от 150€. Несколько моделей было выпущено фирмой White Brothers. Сейчас такие вилки делает RST (маркировка AT, HT). Обычно в разговорах фраза "воздушная вилка" подразумевает воздушно-масляную.Конструктив: роль пружины выполняет воздух, накачиваемый насосом, и воздух же выполняет роль демпфирующего элемента. На мой взгляд работают примерно как воздушно-масляные вилки. Применение: CC, возможно даже более агрессивные виды катания, однако, с учетом необходимой для удержания воздуха плотности манжет, более агрессивное применение будет очень быстро убивать такие вилки.

Масляно-воздушные вилки - первые в иерархии, реально выполняющие функции демпфера. Ценовой уровень от 230€ (Marzocchi MXC). Конструктив: роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж. Пружиной служит воздух, закачиваемый насосом. Рабочие качества таких вилок напрямую зависят от инженерно-технического решения картриджа, так например, если в 1999 году масляно-воздушные вилки Marzocchi очень заметно отличались от своих масляно-пружинных версий, то в 2002 году масляно-воздушные вилки работают почти так же как и пружинные версии, а с картриджами HSCV вообще непонятно что внутри - стальная пружина или воздух.NB: Дорогая воздушно-масляная вилка обычно работает заметно лучше дешевой пружинно-масляной. Применение: CC, FR, Endurance, туризм.Высокого/низкого давления: на практике, вилку высокого давления можно более точно настроить, хотя реальная необходимость этого, мягко говоря, сомнительна. В целом, вилка высокого давления более динамична, нежели вилка низкого давления, однако это лишь при одинаковых демпферах (а одинаковых демпферов нет). Большим минусом вилки высокого давления является ее низкая износостойкость и необходимость частого ТО. Плюсом является их меньшая чувствительность к перепадам температур, нежели вилок с воздушной пружиной низкого давления.

Масляно-пружинные вилки - верхушка пирамиды вилок. Ценовой уровень от 170€. Конструктив: демпфером служит картридж, заполненный маслом. Пружина - из стали. Рабочие качества этих вилок зависят от картриджа и мощности пружин.NB: Дешевая пружинно-масляная вилка обычно работает заметно хуже дорогой воздушно-масляной. Применение: все возможные.

Пружина: сталь vs воздух.

Как уже выше писалось, дешевая пружинно-масляная вилка работает (я имею в виду не только рабочие качества, но и эксплуатационные, в частности износостойкость) хуже дорогой воздушно-масляной. Однако существуют нюансы, о которых не всем известно.· Для легких людей воздух не рекомендуется. Аналогично и для тяжелых, им не рекомендуются стальные пружины. Хотя и здесь есть исключение под названием RS SID, на ней вообще нельзя ездить людям тяжелее 90кг - дохнет моментально.

-Да и стальные пружины можно поставить усиленные под тяжелую тушку. Перепад температур в 10°-15°С требует регулировать давление в воздушной вилке низкого давления.

-Воздушную вилку можно регулировать (preload) в значительно более широких пределах, чем пружинную.

Демпфер - масло, воздух или эластомер.

Демпфер должен быстро сжаться и медленно вернуться в начальное состояние - несколько огрубленный принцип работы демпфера.Эластомер (MCU) не в состоянии работать в качестве демпфера в силу своих физических свойств. Он несколько замедляет сжатие вилки (что производит небольшой эффект гашения колебаний), однако ускоряет отбой, что очень часто приводит к т.н. "отстреливанию", когда байкера просто выбрасывает обратным ходом вилки.

Масло - жидкая среда, наиболее подходящая для демпфирования. Десятилетиями совершенствующаяся технология, надежная и не замороченная.Жидкий газ, кстати говоря, тоже замечательно подходит, но эта технология не для байка - слишком усложняется обслуживание и конструктив вилки.

 

Масло - открытая/закрытая масляная ванна.

Масло в амортизационной вилке бывает залито по двум типам: в открытой ванне и в закрытой.

Сравнение открытой и закрытой масляных ванн
Открытая ванна
Закрытая ванна
Вилка не требует смазки внутренних частей Вилку нужно часто разбирать, чистить и смазывать внутри
Зимой вы просто выливаете летнее и заливаете зимнее масло Зимой вам придется заменить картридж.
Отбой можно регулировать не только настройкой картриджа, но и вязкостью масла. Отбой регулируется только настройкой картриджа
Работа вилки более мягкая и плавная Работа вилки более жесткая
Уровнем масла можно регулировать жесткость работы вилки, т.е. под больший вес наливать побольше масла, под меньший вес - масла недоливать. Жесткость вилки не регулируется.
Производителю приходится делать более качественные пыльники и сальники, в результате вилка требует более редкого ТО. Производитель экономит на качестве изоляции внутренностей вилки, в результате - более частые ТО и больший износ.

 

Настройки вилки

Preload (предварительная нагрузка или негативный ход). Собственно говоря это жесткость пружины. Нормальная величина предварительной нагрузки должна составлять ~10% от хода вилки. А регулировать этот параметр имеет смысл при значительно отличающихся стилях катания. В походах я нормально накачиваю вилку, но когда хочется покататься с горок - наоборот, немного перекачиваю, чтобы она не пробивалась. А вот если на моем байке хочет прокатится кто-то полегче, то приходится здорово расслаблять вилку, иначе человек будет ехать как на жесткой.Практически во всех пружинных и пружинно-эластомерных вилках этот параметр виртуален - то есть не дает ощутимого эффекта.Предварительная нагрузка регулируется либо внешним регулятором, либо заменой пружин.

Rebound (отбой, отскок). Довольно часто используемая регулировка, особенно если вы катаетесь в разных стилях по разным дорогам. На асфальте имеет смысл закручивать отбой, чтобы вилка не колбасилась, а на грунтоках и пересеченке наоборот, откручивать, чтобы вилка быстрее работала на неровностях.В этой связи нельзя не отметить технологические достижения Marzocchi - системы SSV (speed sensitive valve - чувствительные к скорости жиклеры, 5 контуров жиклеров), SSVF (speed sensitive valve floating 5 контуров статичных и 2 контура плавающих) и HSCV (high speed compression valving, 10 контуров). Суть этих систем в динамическом модулировании скорости отбоя (de-facto - скорости пропускания масла сквозь картридж) в зависимости от условий езды. То есть на ровной дороге вилка становится очень заторможенной, а на грунте ускоряется, причем чем больше вилку трясет, тем быстрее становится отбой и выше скорость сжатия.SSV появилась относительно давно, но для своего времени это была очень "вкусная" система, избавляющая от необходимости крутить винтики на вилке. В 2002 году появились системы SSVF и HSCV, отличающеся от SSV как небо от земли, образно говоря. Вилки с этими системами стали еще более чувствительны к дорожным условиям.Отбой регулируется (если такая возможность предусмотрена производителем) либо снаружи вилки, либо внутри. В последнем случае для его регулировки требуется частичная разборка вилки (открутить крышки).

Compression (скорость сжатия). Весьма редко встречающаяся регулировка, хотя и полезная. Иногда действительно хочется замедлить именно скорость сжатия, а не отбой.

Extension Control (регулировка длины хода вилки). Еще одна технология, успешно внедренная в серийное производство фирмой Marzocchi, а с 2002 года нечто подобное сделала и RockShox. Суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно при заезжании в крутые горки, а также при силовом педалировании. Даже при езде по асфальту возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии весьма полезна. Обычно эта система ставится на 130мм вилки, однако в коллекции 2002 Marzocchi установила ее и на 100мм (MXC ECC, X-Fly, Carbon RAC) и даже на 80мм (Atom Race) вилки.Причем Marzocchi пошла еще дальше, сделав трехпозиционную систему ECC для своей топовой кросскантрийной вилки Marathon S. В первом положении ход 100мм, нормальный отбой и сжатие, во втором - ход 100мм, замедленное сжатие и отбой, в третьем - вилка полностью блокирована в сжатом состоянии. Можно надеятся, что со следующего года эта система будет ставится и на более дешевых вилках.С 2003 года у Marzocchi используется система ECC-5 - пятипозиционная регулирвока хода и скорости работы вилки, а ECC принципиально переделана и обозвана ETA.Помимо всего этого, многие вилки можно "разгонять" или "сгонять" путем замены пружин (и, возможно, картриджей), например из 100мм вилки сделать 80мм или 120мм.

Хорошая амортизационная вилка

Хорошая вилка - та, которая реально работает. Производителей и вилок как собак нерезаных, равно как и условий применения, так что перечислять не имеет смысла, есть более общее условие: хорошая вилка стоит дороже 200$.Однако помимо этого базового условия я полагаю выставить еще несколько требований:

- Наличие дистрибъютора в России, осуществляющего реальную гарантию и сервис

- Идентичность конструктива ног вилки: в каждой ноге должен быть и амортизатор и пружина. В иных случаях вилка перекашивается при работе (и подклинивается) и очень быстро изнашивается.

- Полное отсутствие необходимости смазывать вилку где-то снаружи. Если вы смазываете стойки вилки, значит вся грязь, которая попадет на смазку, будет внутри вилки (и никакие гофры не спасут), что ведет к частым ТО и быстрому износу вилки. · Нетребовательность вилки к обслуживанию.Апгрейдопригодность вилки. Это как бы дополнительное и необязательное условие, но я компьютерщик со стажем, поэтому этот пунктик просто сидит в подкорке.Хотя суть такова, что к примеру из Marzocchi MXC можно сделать MXR за ~150€ и получить совсем другую вилку. Это получится несколько дороже (на ~40€) чем купить MXR сразу, но зато растянуто по времени, что зачастую более критично.RS также внедрили возможность апгрейда своих вилок. Апгрейдить можно только в рамках данной серии, т.е. сделать Psylo из Judy не получится.

На данный момент есть 4 магазина, везущие более-менее отвечающие вышеприведенным требованиям вилки Веломаркет ЦСКА (дистрибъютор Marzocchi), Омни-Байк (дистрибъютор Stratos), Спортекс (дистрибъютор RockShox) Веломир (Rock Shox).С гарантией хорошо в Триал-Спорте, однако худо с запчастями (Manitou)В остальных магазинах все очень и очень плохо. И это не умозрительный вывод, а суммированный печальный опыт небольшой толпы народа.

   
   
 
Хостинг от uCoz